В чем твоя выгода, так плохо жить?

Image Alternate Text

В последнее время в психологии стало модно во всех сложных ситуациях сразу искать вторичные выгоды. Жену бьет муж? У нее вторичная выгода оставаться в отношениях: «какой-никакой, а мужчина в доме». Человек много тяжело и хронически болеет? «ну признай, что тебе выгодно тюленить на диване и жить на пособие по инвалидности»

Только отчего-то все эти отчаявшиеся люди не видят никаких своих выгод, а ищут любые способы справиться со своим незавидным положением, для этого даже изыскивают возможности и средства и обращаются к психологу. А психолог им: «а ну-ка скажи, в чем твоя выгода так жить?»

И этим вколачивает последние гвозди в крышку… ммм…. В их остаточные чувства достоинства и самоуважения, давая пышным цветом расцвести чувствам стыда и вины.

Мало того, что жизнь и так тяжелая… а тут оказывается, что ты сам еще и в этом виноват.

Между тем в Транзактном анализе есть понятие «Резиновой ленты». Находясь в стрессовой ситуации, человек привязывается к одному концу резиновой ленты, и начинает реагировать так, словно он опять маленький ребенок и находится в какой-то прошлой стрессовой ситуации. Его отбрасывает назад, когда ему было страшно, плохо и больно, и он никак не мог на это повлиять и как-то противостоять.
Что может сделать пятилетний ребенок, если над ним угрожающе нависает «большой значимый взрослый» и орет на него? Взрослые часто пытаются подавить своих детей, выбить любое проявление самостоятельности, лишить права голоса, выговаривая и внушая определенные вещи. Почему они так делают? Потому что когда-то с ними делали тоже самое.

Но вместе с этим что приобретают в последствии эти взрослые? Очень много страхов. И резиновая лента без конца отбрасывает их назад, когда им было 5. Хотя на самом деле им уже по 40,50,60 и больше лет. Искать там выгоды? А в чем выгода маленького 5 летнего ребенка, на которого орет злой отец? Ребенок просто запоминает свое бессилие. Ребенок приучается молчать и быть послушным. Ребенок смиряется со своим безволием, а потом этот ребенок вдруг становится взрослым.

Но оттого, что меняются цифры в паспорте, его внутреннее состояние глобально не меняется. В душе он все тот же ребенок, мнение которого было никому не интересно. Которого оставляли играть одного, пока его родители веселились где-то рядом. Которого заставляли и принуждали что-то делать, не обращая внимания на его желания, потребности и интересы.

Потом приходит к психологу женщина лет 50 и говорит: «У меня сыну 25, играет в компьютерные игры целыми днями и ничего не делает, работать не хочет, учиться не хочет». Или буквально приползает женщина 35 лет, говоря о том, что находится в тяжелых абьюзивных отношениях и не знает, как завершить их, потому что нет сил, нет ресурсов, нет ничего.

За пределами сознания мы следуем мотиву более важному. Что же это за мотив? Выжить! Так работают инстинкты самосохранения. И когда плохо, а человек ничего не меняет, так он самосохраняется, так он выживает, страшным, но привычным для себя способом.

Итак, вывод: Если человек находится в сложной ситуации, это не всегда про вторичные выгоды. Какая выгода от больного зуба, если человек боится идти к стоматологу? Упорно бить его по голове со словами: «нет, тебе выгодно терпеть зубную боль!» это значит подтолкнуть человека к уходу от проблем через антидепрессанты, алкоголь, и еще что похуже. Это как заставить женщину, которой некуда идти, а ее бьет муж, взять ответственность за это. Между тем в данной ситуации нужно наоборот дать понять женщине, что она не виновата в том, что с ней происходит. Это не она провоцирует, это не она тряпка безвольная, просто не все в нашей власти, увы. Она не виновата, если по отношению к ней систематически проявляется насилие, будь то физическое или моральное.

Но выходить из этого надо. Как? Посмотреть, что там, на другом конце резиновой ленты. Что там происходило? Почему взрослого человека отбрасывает назад, в маленького ребенка, где ему было плохо, больно, страшно и в нем закрепилось это «замри», «ничего не делай, все равно ты бессилен что-либо изменить», и посмотреть, как можно по-другому? Как можно ему помочь? Что можно изменить? Как и через что справиться? Того маленького ребенка нужно не стыдить, а сначала взять под защиту, и побыть в роли заботливого, а не критикующего родителя, которого в реальной жизни и так было больше, чем достаточно, а вот в заботливом – был дефицит.
Речь может идти о патологическом приспособлении к тяжелым жизненным ситуациям, когда по-другому было нельзя. И тогда концепция вторичных выгод здесь может только навредить.

И здесь нужно разбираться со страхами. С незнанием, как можно по-другому. С выученной беспомощностью. С Я-концепцией в целом, потому что у раненого и травмированного она будет хромать на обе ноги. И лишь потом, когда кажется, что нет преград для изменений, но изменения не происходят, вот тогда разбираться со вторичными выгодами.

#вторичныевыгоды #яконцепция #травмавнутреннегоребенка #стыд #вина #инстинктысамосохранения #патология #боль #травма

Комментарии:

Оставить комментарий

ComForm">
avatar