20Янв 2025
У страха старости нет возраста
Профилактика и устранение уже появившегося страха старости базируется на развитии жизнеспособности.
Жизнеспособность в психологии определяют, как “индивидуальную способность человека управлять собственными ресурсами: здоровьем, эмоциональной, мотивационно-волевой, когнитивной сферами, в контексте социальных, культурных норм и средовых условий”.
Это способность человека к преодолению неблагоприятных жизненных обстоятельств с возможностью не только восстанавливаться, но и выходить из-под их воздействия на более высокий уровень развития, используя для этого все возможные внутренние и внешние ресурсы, способность к жизни во всех ее проявлениях, способность не только существовать, адаптироваться к условиям жизни, но и развиваться.
Жизнеспособность человека может быть описана в основном шестью взаимосвязанными ее компонентами (пятью внутренними и одним внешним): самоэффективность, настойчивость, совладание и адаптация, внутренний локус контроля, духовность, семейные/социальные взаимоотношения.
Самоэффективность рассматривается исследователями как характеристика, способствующая осознанию человеком себя “автором” своей жизни (Анцыферова, 2000); переменная эмоционального интеллекта (Люсин, 2009), черта, формирующая у людей сценарии развития событий (Дружинина, 2016); как элемент социального благополучия (Бессонова, 2013) и др.;
Настойчивость исследуется как проявление социальной (Емельянова, 2013) и профессиональной ответственности (Бодров, Луценко, 1991); ценностная детерминанта (фактор) эффективности управленческой деятельности (Журавлева, 2006); психический ресурс интеллектуальной одаренности на этапе взрослости (Холодная, 2011); параметр “интеллектуального подростка”, выделяемый родителями и учителями (Александров, Александрова, 2009); наиболее значимое качество детей (Дробышева, 2013), и др.
Внутренний локус контроля изучается как одна из характеристик жизнеспособности (Лактионова, 2010); основа для координации регуляции поведения супругов, составляющая контроля поведения (Ковалева, 2014); указание на нравственно-этический компонент личности (Купрейченко, Воробьева, 2013); типическая черта старшеклассников с математическими способностями (Максимова, Александров и др. 2001); психологическая особенность предпринимателей-мужчин и предпринимателей-женщин (Журавлев, Позняков, 2002); черта, характеризующая успешность посттравматической стрессовой адаптации у ветеранов боевых действий (Тарабрина и др., 2016; Зеленова, Лазебная, 2009); характеристика представлений о гражданской ответственности в обыденном сознании (Емельянова, 2009) и др.
Совладание и адаптация. Эти характеристики исследуются как: психологический механизм (Бодров, 2007); стратегии адаптивного поведения (Алдашева, 2014); характеристика уверенности в себе (Головина, 2015); сценарии социализации детей иммигрантов (Маховская, 2012); и др.
Духовность исследуется как основание состояния общества и его развития, как высший уровень освоения человеком мира, важнейшее свойство человека (Брушлинский, 2002; Воловикова, Журавлев, 2016); внутренняя основа личности, через которую преломляется воздействие внешней среды, духовно‐нравственный потенциал личности (Дикая, 2013); результат приобщения личности к общечеловеческим ценностям, духовной культуре (Знаков, 2000); состояние человека, сфера его чувств, проявляющихся в его становлении (Воловикова, 2009); сущность, указывающая на высший смысл жизни (Гостев, 2007); высший уровень в развитии человека, особое ценностно‐нравственное состояние личности (Галкина, 2014; Купрейченко, Воробьева, 2013); высшее проявление человека, духовно‐нравственное определение высших способностей человека (Ожиганова, 2012) и др
Семейные/социальные взаимоотношения изучаются как факторы риска или жизнеспособности человека (Махнач, 2012; Лактионова, 2015); поддержка в социально-психологической адаптации пациентов с ПТСР (Быховец, 2012); условие формирования личностных характеристик подростков из неполных семей (Зуев, 2013); внутрисемейный дискурс с больным ребенком (Латынов, 2009); семейные и индивидуальные ресурсы членов семьи (Постылякова, 2015); и др.
Из этого следует, что за страхом старости стоит страх потери жизнеспособности (способность жить), который может включать в себя целый комплекс симптомов: повышенная тревожность, навязчивые мысли, хроническая неудовлетворенность жизнью, постоянное чувство вины и стыда, высокий уровень требований к себе, склонность к депрессии и др.
И целый батальон страхов: страх перестать быть эффективным, страх перестать быть нужным, может актуализироваться страх отвержения, страх быть брошенным, страх быть изгнанным, страх потери контроля над жизнью, страх неизвестности, страх впасть в беспомощность, страх стать зависимым и т.д.
Может быть очень много стыда. Стыд за то, что не получилось, не оправдалось, не случилось, стыд, порождающий новую волну страхов.
Важно понимать, что у страха старости нет возраста. Он может проявиться у людей разных возрастных категорий. Кто-то его начинает проживать и в 30 лет. Этому способствует пометка «старородящая», которую ставят в роддомах женщинам рожающих первенца после 25 лет.
И поступают запросы на терапию от девушек, которым едва за двадцать: «Мне 22 года. И я ужасно хочу замуж. Более ужасно я хочу детей. Я боюсь не успеть, я боюсь быть старородящей. Я боюсь, что буду никому не нужна. Но сейчас даже нет отношений. Помогите!»
Человеку страшно стареть, потому что это предполагает не только изменения внешности и здоровья, но и потерю самооценки, статуса, значимости, возможностей, связей с внешним миром и близких отношений.
Старость ассоциируется с утратой полезности и важности. Жизнь идет вперед, и с каждым годом приходят новые вызовы, которым нужно давать бой. И это происходит на протяжении всей жизни человека начиная с младенчества.
И это возможно при условии, что предыдущие периоды были завершены правильно, с чувством удовлетворения, а не с горьким чувством разочарования и боли от череды сделанных ошибок и упущенных возможностей.
«Годы раскрывают сущность настоящего характера людей. Это прекрасный способ увидеть, как проходит возраст. Это не шаг к упадку, это скорее процесс отладки.» говорил Цицерон
Не важно сколько лет, 30 или 60. Переживания не зависят от возраста. Причем самые ранние переживания если они не переработаны, не прожиты, не интегрированы – будут продолжать терзать и дальше, и как снежный ком расти и набирать силу. Само не перемелется, само не рассосётся.
"Процесс отладки" - процесс поиска и исправления собственной жизни можно начать в любой момент.
Как развивать жизнеспособность? Еще не поздно? Никогда не поздно!
Да, формирование жизнеспособности начинается в раннем детстве, когда закладывается фундамент, на котором достраиваются в дальнейшем все остальные этажи. (Поэтому в терапии туда обязательно придется заглянуть, чтобы подлатать дыры)
Стены и прочность фундамента должны укрепляться со временем за счет новых возникающих смыслов и формирующихся ценностей, которые являются базой для поддержания собственной устойчивости в мире.
И включать в себя индивидуальное творчество, самодисциплину, подлинное сотрудничество, осознание коллективной цели и желание браться за дело, каким бы сложным оно ни было.
Успешность жизнестроительства определяется тем, как человек творит себя, свои отношения с окружающими, с природой, как он ориентируется в материальной и духовной жизни, то есть его жизнетворческим потенциалом.
Жизнеспособность проявляется как стойкость, оптимизм, мобильность, адаптация к новым условиям, как способность сохранять здоровье и хорошее настроение, продолжать свой род согласно национальной культуре, сохранение на протяжении всей жизни интереса к ней. Жизнеспособность иногда называют «живучестью», хотя этот термин носит более био-физический смысл, чем социальный или психологический. Есть также слово «жизненность».
Полный жизни человек способен заниматься своим жизнестроительством в любой отрезок времени независимо от того, сколько ему лет.
Старение портит плохое и улучшает хорошее.
Страх старости – это страх самой жизни. И если он есть, пора с ним начать разбираться прямо сейчас.
Жизнеспособность в психологии определяют, как “индивидуальную способность человека управлять собственными ресурсами: здоровьем, эмоциональной, мотивационно-волевой, когнитивной сферами, в контексте социальных, культурных норм и средовых условий”.
Это способность человека к преодолению неблагоприятных жизненных обстоятельств с возможностью не только восстанавливаться, но и выходить из-под их воздействия на более высокий уровень развития, используя для этого все возможные внутренние и внешние ресурсы, способность к жизни во всех ее проявлениях, способность не только существовать, адаптироваться к условиям жизни, но и развиваться.
Жизнеспособность человека может быть описана в основном шестью взаимосвязанными ее компонентами (пятью внутренними и одним внешним): самоэффективность, настойчивость, совладание и адаптация, внутренний локус контроля, духовность, семейные/социальные взаимоотношения.
Самоэффективность рассматривается исследователями как характеристика, способствующая осознанию человеком себя “автором” своей жизни (Анцыферова, 2000); переменная эмоционального интеллекта (Люсин, 2009), черта, формирующая у людей сценарии развития событий (Дружинина, 2016); как элемент социального благополучия (Бессонова, 2013) и др.;
Настойчивость исследуется как проявление социальной (Емельянова, 2013) и профессиональной ответственности (Бодров, Луценко, 1991); ценностная детерминанта (фактор) эффективности управленческой деятельности (Журавлева, 2006); психический ресурс интеллектуальной одаренности на этапе взрослости (Холодная, 2011); параметр “интеллектуального подростка”, выделяемый родителями и учителями (Александров, Александрова, 2009); наиболее значимое качество детей (Дробышева, 2013), и др.
Внутренний локус контроля изучается как одна из характеристик жизнеспособности (Лактионова, 2010); основа для координации регуляции поведения супругов, составляющая контроля поведения (Ковалева, 2014); указание на нравственно-этический компонент личности (Купрейченко, Воробьева, 2013); типическая черта старшеклассников с математическими способностями (Максимова, Александров и др. 2001); психологическая особенность предпринимателей-мужчин и предпринимателей-женщин (Журавлев, Позняков, 2002); черта, характеризующая успешность посттравматической стрессовой адаптации у ветеранов боевых действий (Тарабрина и др., 2016; Зеленова, Лазебная, 2009); характеристика представлений о гражданской ответственности в обыденном сознании (Емельянова, 2009) и др.
Совладание и адаптация. Эти характеристики исследуются как: психологический механизм (Бодров, 2007); стратегии адаптивного поведения (Алдашева, 2014); характеристика уверенности в себе (Головина, 2015); сценарии социализации детей иммигрантов (Маховская, 2012); и др.
Духовность исследуется как основание состояния общества и его развития, как высший уровень освоения человеком мира, важнейшее свойство человека (Брушлинский, 2002; Воловикова, Журавлев, 2016); внутренняя основа личности, через которую преломляется воздействие внешней среды, духовно‐нравственный потенциал личности (Дикая, 2013); результат приобщения личности к общечеловеческим ценностям, духовной культуре (Знаков, 2000); состояние человека, сфера его чувств, проявляющихся в его становлении (Воловикова, 2009); сущность, указывающая на высший смысл жизни (Гостев, 2007); высший уровень в развитии человека, особое ценностно‐нравственное состояние личности (Галкина, 2014; Купрейченко, Воробьева, 2013); высшее проявление человека, духовно‐нравственное определение высших способностей человека (Ожиганова, 2012) и др
Семейные/социальные взаимоотношения изучаются как факторы риска или жизнеспособности человека (Махнач, 2012; Лактионова, 2015); поддержка в социально-психологической адаптации пациентов с ПТСР (Быховец, 2012); условие формирования личностных характеристик подростков из неполных семей (Зуев, 2013); внутрисемейный дискурс с больным ребенком (Латынов, 2009); семейные и индивидуальные ресурсы членов семьи (Постылякова, 2015); и др.
Из этого следует, что за страхом старости стоит страх потери жизнеспособности (способность жить), который может включать в себя целый комплекс симптомов: повышенная тревожность, навязчивые мысли, хроническая неудовлетворенность жизнью, постоянное чувство вины и стыда, высокий уровень требований к себе, склонность к депрессии и др.
И целый батальон страхов: страх перестать быть эффективным, страх перестать быть нужным, может актуализироваться страх отвержения, страх быть брошенным, страх быть изгнанным, страх потери контроля над жизнью, страх неизвестности, страх впасть в беспомощность, страх стать зависимым и т.д.
Может быть очень много стыда. Стыд за то, что не получилось, не оправдалось, не случилось, стыд, порождающий новую волну страхов.
Важно понимать, что у страха старости нет возраста. Он может проявиться у людей разных возрастных категорий. Кто-то его начинает проживать и в 30 лет. Этому способствует пометка «старородящая», которую ставят в роддомах женщинам рожающих первенца после 25 лет.
И поступают запросы на терапию от девушек, которым едва за двадцать: «Мне 22 года. И я ужасно хочу замуж. Более ужасно я хочу детей. Я боюсь не успеть, я боюсь быть старородящей. Я боюсь, что буду никому не нужна. Но сейчас даже нет отношений. Помогите!»
Человеку страшно стареть, потому что это предполагает не только изменения внешности и здоровья, но и потерю самооценки, статуса, значимости, возможностей, связей с внешним миром и близких отношений.
Старость ассоциируется с утратой полезности и важности. Жизнь идет вперед, и с каждым годом приходят новые вызовы, которым нужно давать бой. И это происходит на протяжении всей жизни человека начиная с младенчества.
И это возможно при условии, что предыдущие периоды были завершены правильно, с чувством удовлетворения, а не с горьким чувством разочарования и боли от череды сделанных ошибок и упущенных возможностей.
«Годы раскрывают сущность настоящего характера людей. Это прекрасный способ увидеть, как проходит возраст. Это не шаг к упадку, это скорее процесс отладки.» говорил Цицерон
Не важно сколько лет, 30 или 60. Переживания не зависят от возраста. Причем самые ранние переживания если они не переработаны, не прожиты, не интегрированы – будут продолжать терзать и дальше, и как снежный ком расти и набирать силу. Само не перемелется, само не рассосётся.
"Процесс отладки" - процесс поиска и исправления собственной жизни можно начать в любой момент.
Как развивать жизнеспособность? Еще не поздно? Никогда не поздно!
Да, формирование жизнеспособности начинается в раннем детстве, когда закладывается фундамент, на котором достраиваются в дальнейшем все остальные этажи. (Поэтому в терапии туда обязательно придется заглянуть, чтобы подлатать дыры)
Стены и прочность фундамента должны укрепляться со временем за счет новых возникающих смыслов и формирующихся ценностей, которые являются базой для поддержания собственной устойчивости в мире.
И включать в себя индивидуальное творчество, самодисциплину, подлинное сотрудничество, осознание коллективной цели и желание браться за дело, каким бы сложным оно ни было.
Успешность жизнестроительства определяется тем, как человек творит себя, свои отношения с окружающими, с природой, как он ориентируется в материальной и духовной жизни, то есть его жизнетворческим потенциалом.
Жизнеспособность проявляется как стойкость, оптимизм, мобильность, адаптация к новым условиям, как способность сохранять здоровье и хорошее настроение, продолжать свой род согласно национальной культуре, сохранение на протяжении всей жизни интереса к ней. Жизнеспособность иногда называют «живучестью», хотя этот термин носит более био-физический смысл, чем социальный или психологический. Есть также слово «жизненность».
Полный жизни человек способен заниматься своим жизнестроительством в любой отрезок времени независимо от того, сколько ему лет.
Старение портит плохое и улучшает хорошее.
Страх старости – это страх самой жизни. И если он есть, пора с ним начать разбираться прямо сейчас.