19Мар 2024
«Склониться перед тайной» // Сократический диалог // О работе православного психолога
Одна моя пациентка потеряла свою 33-летнюю дочь из-за внезапного разрыва легкого. Дочь как раз была на вершине своего счастья: через несколько недель должна была состояться ее свадьба.
«Как Бог мог такое допустить! – восклицала мать снова и снова.– Либо Бог не мог помочь, тогда он не всемогущ, либо он не хотел помочь, тогда он жесток!»
«Так нам кажется,– кивнула я и взяла миску в руки.– Вы можете себе представить, что в этой миске орехи?» – спросила я.
«Конечно», – ответила она.
«Можете представить себе, что сюда сейчас зайдет человек, который никогда не видел орехов, только яблоки?»
Это мать тоже могла вообразить.
«Что бы подумал этот человек, когда увидел орехи?» – спросила я.
«Он бы подумал, что это очень странные яблоки!» – сказала она наугад.
Я опять кивнула. «А что еще?»
Мать замешкалась. «Ну, возможно, он подумал бы, что это плохой сорт яблок, жесткий и невкусный».
«Или?»
«Или что яблоки были сильно высушены и съежились».
«Хорошо,– ответила я.– Был бы он прав?»
Мать вытерла пот со лба. «Вы хотите этим сказать, что…»
«Да,– ответила я.–Если будешь смотреть на орехи с перспективы яблок, их не увидишь. И если смотреть на Бога с чисто человеческой перспективы, его тоже не увидеть».
Мать глубоко вздохнула: «Бог не позволяет взглянуть в его карты, да?» Мы обе помолчали.
«Ах, ну он, конечно, знает, что делает, – сказала она наконец.– Но я не понимаю. Просто не понимаю!»
«Вы и не должны,– сказала я в утешение.– Вы только должны с благодарностью принять подарок, который был с вами 33 года…»
Сократический диалог на тему «склониться перед тайной» (Франкл) помог бедной матери снова взять себя в руки.
Отрывок из книги Александра Баттиани и Элизабет Лукас «Логотерапия и экзистенциальный анализ сегодня: текущее состояние»
В процессе проведения сессии вопросов религии мы (православные психологи) специально вообще не касаемся. Так нам объясняют в Русской Духовной Академии. Мы ничего не навязываем клиенту, не проповедуем, не учим. Это не наша стезя.
Мы придерживаемся концепции Франкла, согласно которой «религиозность человека относится к интимной сфере личности и поэтому должна оставаться защищенной от всякого общественного рассмотрения. Даже в рамках терапии, которая является противоположностью «общественного», будучи «доверительной», границы интимной сферы личности строго соблюдаются.»
Мы также не будем спрашивать пришедшего о его религиозной принадлежности. Не будем произносить на сессиях слово «Бог» без причины. «В то время как человеческая способность к самотрансценденции обязательно в том или ином виде учитывается в любом терапевтическом плане, трансцендентальность человека покоится лишь в сознании терапевта и стимулирует его внимание только тогда, когда пациент сам произносит слова, которые выражают его религиозные представления или его религиозную борьбу.»
То есть если в процессе сессии клиент сам выражает готовность поговорить о Боге и сам желает рассмотреть свою проблему в этой плоскости, тогда мы идем за клиентом, мы туда, что называется – сворачиваем. Но не тащим туда клиента самостоятельно, ибо мы не проповедники и не священнослужители, и не имеем на то право.
#православнаяпсихология #работаспсихологом #терапия #сессии #практика
«Как Бог мог такое допустить! – восклицала мать снова и снова.– Либо Бог не мог помочь, тогда он не всемогущ, либо он не хотел помочь, тогда он жесток!»
«Так нам кажется,– кивнула я и взяла миску в руки.– Вы можете себе представить, что в этой миске орехи?» – спросила я.
«Конечно», – ответила она.
«Можете представить себе, что сюда сейчас зайдет человек, который никогда не видел орехов, только яблоки?»
Это мать тоже могла вообразить.
«Что бы подумал этот человек, когда увидел орехи?» – спросила я.
«Он бы подумал, что это очень странные яблоки!» – сказала она наугад.
Я опять кивнула. «А что еще?»
Мать замешкалась. «Ну, возможно, он подумал бы, что это плохой сорт яблок, жесткий и невкусный».
«Или?»
«Или что яблоки были сильно высушены и съежились».
«Хорошо,– ответила я.– Был бы он прав?»
Мать вытерла пот со лба. «Вы хотите этим сказать, что…»
«Да,– ответила я.–Если будешь смотреть на орехи с перспективы яблок, их не увидишь. И если смотреть на Бога с чисто человеческой перспективы, его тоже не увидеть».
Мать глубоко вздохнула: «Бог не позволяет взглянуть в его карты, да?» Мы обе помолчали.
«Ах, ну он, конечно, знает, что делает, – сказала она наконец.– Но я не понимаю. Просто не понимаю!»
«Вы и не должны,– сказала я в утешение.– Вы только должны с благодарностью принять подарок, который был с вами 33 года…»
Сократический диалог на тему «склониться перед тайной» (Франкл) помог бедной матери снова взять себя в руки.
Отрывок из книги Александра Баттиани и Элизабет Лукас «Логотерапия и экзистенциальный анализ сегодня: текущее состояние»
В процессе проведения сессии вопросов религии мы (православные психологи) специально вообще не касаемся. Так нам объясняют в Русской Духовной Академии. Мы ничего не навязываем клиенту, не проповедуем, не учим. Это не наша стезя.
Мы придерживаемся концепции Франкла, согласно которой «религиозность человека относится к интимной сфере личности и поэтому должна оставаться защищенной от всякого общественного рассмотрения. Даже в рамках терапии, которая является противоположностью «общественного», будучи «доверительной», границы интимной сферы личности строго соблюдаются.»
Мы также не будем спрашивать пришедшего о его религиозной принадлежности. Не будем произносить на сессиях слово «Бог» без причины. «В то время как человеческая способность к самотрансценденции обязательно в том или ином виде учитывается в любом терапевтическом плане, трансцендентальность человека покоится лишь в сознании терапевта и стимулирует его внимание только тогда, когда пациент сам произносит слова, которые выражают его религиозные представления или его религиозную борьбу.»
То есть если в процессе сессии клиент сам выражает готовность поговорить о Боге и сам желает рассмотреть свою проблему в этой плоскости, тогда мы идем за клиентом, мы туда, что называется – сворачиваем. Но не тащим туда клиента самостоятельно, ибо мы не проповедники и не священнослужители, и не имеем на то право.
#православнаяпсихология #работаспсихологом #терапия #сессии #практика