БЕССИЛЬНЫ РОДИТЕЛИ НАД ВЗРОСЛЫМИ ДЕТЬМИ

Image Alternate Text

Суть ли ти чада, накажи (учи) я, и преклони от юности выю их (Сир.1,25).
Один пустынник, великий по святости жизни и знанию души человеческой, повелел однажды своему ученику: «Вырви это дерево из земли!», и при этом указал ему на молодое, пустившее уже однако глубокие корни, пальмовое дерево. Безпрекословно исполняя послушание старцу, ученик приступил к делу, но, не смотря на все усилия, не мог пошатнуть его. «Отче, сказал он своему авве, ты приказал мне сделать невозможное!» Тогда старец указал ему на другое совсем еще молодое деревцо, которое послушник без особенных усилий тотчас вырвал с корнем. Ничего не мог поделать ученик с деревом, которое уже крепко укоренилось, но без особых усилий совладал с молодым.
Если эту повесть применить к воспитанию, то смысл дастся такой: безсильны родители над взрослыми детьми, если не начинали воспитания их с юных лет, так как чесому тонкое детство обучено бывает, к чему привык человек с малых лет, того и дряхлая старость неудобь оставляет (Предисловие к Учебному Часослову).
Многие родители часто бывают или вообще безпечны к религиозно-нравственному воспитанию своих детей, или же до того ослепляются неосмысленною любовью к своим маленьким детям, что ничего не хотят в них видеть нехорошего и бывают глухи к предостережениям со стороны благожелательных людей, не слушаются истины и добрых советов. Когда же затем детские пороки становятся невыносимыми уже и для самих родителей, вот тогда только они начинают подумывать об исправлении своего мальчика или девочки, приступают к воспитанию; но уже слишком поздно. Полезным нахожу выяснить вам, слушатели, что воспитание детей нужно начинать с самого раннего возраста.
Всем известно, как скоро прорастает в земле зерно или посеянное семя. Причины, содействующие его развитию, тотчас начинают оказывать свое влияние. Теплота, влажность почвы пробуждают дремлющий в почве росток, и он показывается наружу. Так и с дитятей, которое является на свет, как зерно, имеющее постепенно расти и расти. Известно, далее, что никогда природа человеческая не развивается так быстро и всесторонне, как в детском возрасте; но никогда также столько не нуждается она в заботливом попечении и уходе, как в первые годы детства.
Чтобы дать надлежащее направление развитию в ребенке всех сил, которые возвышают человека до богоподобия, родители должны внимательно следить за нравственным развитием своего ребенка. И так как воспитание имеет двоякую задачу: насаждать добро и искоренять зло, – то они должны начинать это воспитание в самом раннем возрасте.
Но кто же не знает, как многие родители безответно погрешают в этом! Они совсем даже как будто не знают, что дитя можно и нужно воспитывать с самого раннего возраста. Некоторые родители, особенно молодые, долго смотрят на свое чадо, как на игрушку или куклу. Они кормят его, кладут спать, ласкают, играют и шалят с ним, берегут всячески от простуды и пр., а в остальном позволяют ему бегать, ходить и делать, что хочет, если только не безпокоит их своим плачем и ревом. И долго не замечают они, что ненаглядный их «ангел» в сущности – упрямое, капризное, своенравное, необузданное, непослушное, жадное, алчное, злое дитя. Но вот случайно открылись глаза их; тогда они решаются приступить к воспитанию своего баловника! Но, любезные родители, теперь уже слишком поздно; деревцо слишком велико стало.
Другие родители не меньше также погрешают, выходя из ложных, усвоенных в некоторых слоях общества, понятий о воспитании. Господствующие неправильные понятия, вкоренившись в головы родителей, тем труднее могут быть устранены, что они служат с одной стороны – к оправданию и извинению недостатков и пороков детей, а с другой – к прикрытию их опущений и небрежности в отношении к детям. «Да ведь это дети, говорят нежные родители, и разве можно строго смотреть на их недостатки?»
«С годами и ум придет, говорят также не совсем умные родители: дитя станет рассуждать и само поймет, что хорошо, что дурно!» – Увы, какое это пагубное заблуждение! Рассудок – обоюдоострый меч: его можно направить к добру и ко злу. И при том познание добра само по себе еще ничего не дает, нужно еще хотеть добра и иметь навык к совершению его. К такому-то навыку с самого детства должен быть направляем человек посредством воспитания, чтобы познанное рассудком добро он делал силою воли. Без надлежащего, с детства начинающегося, воспитания рассудок – очень опасный дар. Замечают, что в тюрьмах и острогах сидит много людей с большим умом: почему же сидят они там? Вероятно потому, что разум у них пришел с годами!..
Оправдывая недобрые поступки детей и юношей, а также и свое нерадение в воспитании их, беззаботные родители с упреком могут сказать: «Нельзя же требовать и ожидать каких-либо добродетелей в детском возрасте!» – Но отчего же и нет? Разве не был в детском и отроческом возрасте давший образ нам, чтобы и мы Ему последовали – Господь Иисус Христос? Разве не говорится в Евангелии, что в детстве и отрочестве Он преуспевал в премудрости, и возрасте, и в любви у Бога и людей (Лк.2:40,52)? Разве мало сказаний о жизни святых, которые с детства украшались детскими добродетелями, благочестием, послушанием, невинностью?
Поэтому вы, родители, и в маленьком ребенке не должны пропускать без внимания никаких проявлений зла; и самое малое дитя имеет уже свои недостатки и пороки – печальное наследство от прародительского греха, – сначала безсознательные, а после и сознательные. Так например, если маленький ребенок знает и скоро это замечает, что криком и плачем своим он может достигнуть того, чего хочет, то кричит до тех пор, пока не получит желаемого, и чем чаще это бывает, тем своевольнее и капризнее он делается. Тоже бывает и со всеми пороками человека, которые в дальнейшей жизни его обнаруживаются во всей своей силе: зародыши их были уже в самом раннем возрасте.
Но действие воспитания должно состоять не только в том, чтобы искоренять в ребенке зло, но и приучать его измлада к добру. К добродетелям следует приучать детей, во главе поучений должен быть ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР!!!

Помните же родители, слова Премудрого: «Если есть у тебя дети, учи их, и с юности нагибай шею их». Не забывайте и сих мудрых слов: «Чесому тонкое детство обучено бывает, того дряхлая старость неудобь оставляет». Аминь.
«Поучения о религиозном воспитании детей» Иринея,
Епископа Екатеринбугского и Ирбитского (1901 г)

Теги:

Комментарии:

Оставить комментарий

ComForm">
avatar