Канд. богосл. Малков П.Ю., Улитчев И.И.

Православное вероучение

Введение

 Курс предназначен для учащихся факультета дополнительного образования РПИК и разработан в соответствии с концепцией программы «Теология». Этот курс в его очной форме читается по одногодичной (двухсеместровой)  программе. В предлагаемой программе  унифицировано содержание учебного материала очной, заочной и дистанционной форм обучения. Курс должен способствовать ознакомлению слушателей с основным смыслом православного вероучения, с содержанием православных догматов, с историей их формулирования, с отличиями православного вероучения от еретических богословских концепций отпавших от Православия религиозных сообществ. Предмет должен способствовать успешному овладению специальной общепринятой богословской терминологией. Предмет «Православное вероучение» неразрывно связан с другими богословскими и церковно-историческими дисциплинами — в первую очередь такими как: «Священное Писание Ветхого Завета», «Священное Писание Нового Завета», «История христианской Церкви» и «Святоотеческая письменность»; он образует вместе с ними единую систему знаний и является структурирующей дисциплиной. Изучение православного вероучения направлено на формирование у слушателей основ догматического сознания. Формы учебной работы с материалами предметного модуля должны обеспечить формирование навыков реферирования богословских текстов.

Цель курса – изучение православного вероучения направлено на формирование у слушателей основ догматического сознания как основы подлинной православной духовности и церковной жизни.

Задачи курса

Обучение по предметному модулю «Православное вероучение» должно дать слушателю:

представление о неразрывном единстве вероучительных положений Православия и подлинной духовной жизни христианина;

систематическое знакомство с православными догматами, с содержанием догматического учения Православной Церкви;

представление о содержании основных понятий и терминов православной догматической науки;

навык интерпретации основных вероучительных положений, содержащихся в Никео-Константинопольском Символе веры и постановлениях Вселенских Соборов;

хронологически последовательный очерк истории догматических движений от времен апостолов и до наших дней;

знакомство с отдельными сторонами святоотеческого богословия;

представление о характерных чертах различных богословских школ;

знание основных древних ересей и их опровержений, понимание основных причин вероучительных отличий богословских систем христианских Востока и Запада;

навык нахождения и анализа догматической составляющей в тексте;

умение выявить наличие неправославных идей (противоречие православным догматам) в различных богословских текстах;

понимание взаимосвязи православного вероучения со Священным Писанием, видение единства между существующим ныне православным догматическим учением и учением, содержащимся в Священном Писании Ветхого и Нового Завета;

видение смысловой взаимосвязи между теологическими дисциплинами Православное вероучение, История Христианской Церкви и Святоотеческая письменность — как адекватное понимание характера их неразрывной взаимозависимости внутри комплекса предлагаемых к изучению богословских модулей;

знакомство слушателям курса с основными тенденциями в современной догматической науке.

Тематическое содержание предметного модуля

Тема 1. Введение в изучение предмета.

Тема 2. Православное учение о богопознании.

Тема 3. Учение о Боге, едином в существе. Свойства Божии.

Тема 4. Православная триадология.

Тема 5. Православное учение о творении.

Тема 6. Христианская антропология.

Тема 7. Христологическое учение Православной Церкви.

Тема 8. Сотериологическое учение Православной Церкви.

Тема 9. Православная экклесиология и сакраментология.

Тема 10. Православная эсхатология.

 

Тема 1. Введение в изучение предмета.

История и спектр значений понятия «богословие» в православной традиции. Понятие Догматического богословия. Предмет, задачи и метод этой дисциплины. Понятие о догматах. Свойства догматов: теологичность (вероучительность), богооткровенность, церковность, общеобязательность. Догматы и богословские мнения, догматические формулы, богословские термины.  Краткая история догматической науки. Полнота новозаветного Откровения и развитие догматической науки. Теория «догматического развития». Православный взгляд на развитие догматической науки.

Священное Предание. Священное Писание. Соотношение Священного Писания и Священного Предания. Уровни Предания. Формы Священного Предания. Древние символы и исповедания веры. Соборные вероопределения. Творения Святых Отцов и учителей Церкви. Литургическая практика Церкви. Божественное Откровение и Церковь.

Литература по теме

Давыденков О., иерей. Догматическое богословие: учеб. пособ. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2006. Изд. 2-е, испр. и доп. – 435 с. Часть 1, разделы 1, 2.

Макарий (Булгаков), архиеп. Православно-догматическое богословие. Т. 1 – 2  . Любое издание.. Т. 1: Введение.

Помазанский М., протопресв. Православное догматическое богословие . Любое издание. Введение.

Лосский В. Н. Предание и предания //Лосский В.Н. Боговидение. М.,  АСТ, 2003.

Вопросы для самопроверки.

1.         Как вы понимаете значение термина «богословие»?

2.         Что такое Догматическое богословие? Каковы основной предмет, методы и задачи этой дисциплины?

3.         Можно ли считать богословие наукой? Почему?

4.         Что такое догмат? Дайте определение.

5.         Объясните значение каждого из четырех свойств догмата.

6.         В чем отличие догматов и частных богословских мнений?

7.         Что такое ересь?

8.         Может ли быть дан от Бога людям еще один «новый» «третий» завет? Почему?

9.         Что такое теория «догматического развития»? Как к ней следует относиться православному христианину?

10.     Что такое Священное Предание? Как оно соотносится со Священным Писанием?

11.     Что говорит о Священном Предании св. апостол Павел?

12.     Что такое «форма» Священного Предания? Какие вы знаете формы Священного Предания?

13.     Отличается ли чем-нибудь Священное Писание от других форм Священного Предания?

14.     Что такое Божественное Откровение?

15.     Перечислите Вселенские соборы? Когда, в каких городах и при каких императорах они проходили? Какие ереси были осуждены на каждом из них?

 

Тема 2. Православное учение о богопознании.

Понятие о богопознании. Библейское учение о богопознании. Естественное и сверхъестественное богопознание. Нравственные условия богопознания. Характер и границы богопознания. Полемика о характере и границах богопознания в IV веке.  Учение о богопознании Великих Каппадокийцев, свт. Иоанна Златоуста и Ареопагитик. Полемика о характере богопознания в ХIV веке. Учение святителя Григория Паламы о различии в Боге сущности и энергии. Понятие об апофатическом и катафатическом богословии.

Литература по теме   

Давыденков О., иерей. Догматическое богословие: учеб. пособ. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2006. Изд. 2-е, испр. и доп. – 435 с. Часть 1, раздел 3.

Флоровский Г. В. Восточные Отцы IV века . Любое издание. Разделы, посвященные Великим Каппадокийцам.

Флоровский Г. В. Восточные (византийские) Отцы V - VIII веков . Любое издание. Раздел по Ареопагитикам.

Лосский В. Н. Боговидение //Лосский В.Н. Боговидение. М.,  АСТ, 2003. Разделы, посвященные Ареопагитикам и Паламитскому синтезу.

Вопросы для самопроверки

1.    Можно ли доказать с помощью логических аргументов, что Бог действительно существует?

2.    Приведите важнейшие высказывания о богопознании, содержащиеся в Священном Писании Ветхого и Нового Завета.

3.    Что такое Божественная сущность? Каково учение об этом у Великих Каппадокийцев? У преп. Иоанна Дамаскина?

4.    Как следует различать Божественную сущность и Божественные энергии?

5.    Что мы способны познать в Боге? Что в Нем мы познать не можем?

6.    Чем отличаются друг от друга апофатические и катафатические Божественные свойства?

7.    Как истолковывали учение о богопознании гностики? Чем их учение неприемлемо для православного богословия?

8.    Каковы особенности учения о богопознании Великих Каппадокийцев? св. Иоанна Златоуста? «Ареопагитского корпуса»?

9.    Какова основная проблематика полемики свт. Григория Паламы с Варлаамом Калабрийским?