Введение
Курс предназначен для учащихся факультета дополнительного образования РПИК и разработан в соответствии с концепцией программы «Теология». Этот курс в его очной форме читается по одногодичной (двухсеместровой) программе. В предлагаемой программе унифицировано содержание учебного материала очной, заочной и дистанционной форм обучения. Курс должен способствовать ознакомлению слушателей с основным смыслом православного вероучения, с содержанием православных догматов, с историей их формулирования, с отличиями православного вероучения от еретических богословских концепций отпавших от Православия религиозных сообществ. Предмет должен способствовать успешному овладению специальной общепринятой богословской терминологией. Предмет «Православное вероучение» неразрывно связан с другими богословскими и церковно-историческими дисциплинами — в первую очередь такими как: «Священное Писание Ветхого Завета», «Священное Писание Нового Завета», «История христианской Церкви» и «Святоотеческая письменность»; он образует вместе с ними единую систему знаний и является структурирующей дисциплиной. Изучение православного вероучения направлено на формирование у слушателей основ догматического сознания. Формы учебной работы с материалами предметного модуля должны обеспечить формирование навыков реферирования богословских текстов.
Цель курса – изучение православного вероучения направлено на формирование у слушателей основ догматического сознания как основы подлинной православной духовности и церковной жизни.
Задачи курса
Обучение по предметному модулю «Православное вероучение» должно дать слушателю:
представление о неразрывном единстве вероучительных положений Православия и подлинной духовной жизни христианина;
систематическое знакомство с православными догматами, с содержанием догматического учения Православной Церкви;
представление о содержании основных понятий и терминов православной догматической науки;
навык интерпретации основных вероучительных положений, содержащихся в Никео-Константинопольском Символе веры и постановлениях Вселенских Соборов;
хронологически последовательный очерк истории догматических движений от времен апостолов и до наших дней;
знакомство с отдельными сторонами святоотеческого богословия;
представление о характерных чертах различных богословских школ;
знание основных древних ересей и их опровержений, понимание основных причин вероучительных отличий богословских систем христианских Востока и Запада;
навык нахождения и анализа догматической составляющей в тексте;
умение выявить наличие неправославных идей (противоречие православным догматам) в различных богословских текстах;
понимание взаимосвязи православного вероучения со Священным Писанием, видение единства между существующим ныне православным догматическим учением и учением, содержащимся в Священном Писании Ветхого и Нового Завета;
видение смысловой взаимосвязи между теологическими дисциплинами Православное вероучение, История Христианской Церкви и Святоотеческая письменность — как адекватное понимание характера их неразрывной взаимозависимости внутри комплекса предлагаемых к изучению богословских модулей;
знакомство слушателям курса с основными тенденциями в современной догматической науке.
Тематическое содержание предметного модуля
Тема 1. Введение в изучение предмета.
Тема 2. Православное учение о богопознании.
Тема 3. Учение о Боге, едином в существе. Свойства Божии.
Тема 4. Православная триадология.
Тема 5. Православное учение о творении.
Тема 6. Христианская антропология.
Тема 7. Христологическое учение Православной Церкви.
Тема 8. Сотериологическое учение Православной Церкви.
Тема 9. Православная экклесиология и сакраментология.
Тема 10. Православная эсхатология.
Тема 1. Введение в изучение предмета.
История и спектр значений понятия «богословие» в православной традиции. Понятие Догматического богословия. Предмет, задачи и метод этой дисциплины. Понятие о догматах. Свойства догматов: теологичность (вероучительность), богооткровенность, церковность, общеобязательность. Догматы и богословские мнения, догматические формулы, богословские термины. Краткая история догматической науки. Полнота новозаветного Откровения и развитие догматической науки. Теория «догматического развития». Православный взгляд на развитие догматической науки.
Священное Предание. Священное Писание. Соотношение Священного Писания и Священного Предания. Уровни Предания. Формы Священного Предания. Древние символы и исповедания веры. Соборные вероопределения. Творения Святых Отцов и учителей Церкви. Литургическая практика Церкви. Божественное Откровение и Церковь.
Литература по теме
Давыденков О., иерей. Догматическое богословие: учеб. пособ. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2006. Изд. 2-е, испр. и доп. – 435 с. Часть 1, разделы 1, 2.
Макарий (Булгаков), архиеп. Православно-догматическое богословие. Т. 1 – 2 . Любое издание.. Т. 1: Введение.
Помазанский М., протопресв. Православное догматическое богословие . Любое издание. Введение.
Лосский В. Н. Предание и предания //Лосский В.Н. Боговидение. М., АСТ, 2003.
Вопросы для самопроверки.
1. Как вы понимаете значение термина «богословие»?
2. Что такое Догматическое богословие? Каковы основной предмет, методы и задачи этой дисциплины?
3. Можно ли считать богословие наукой? Почему?
4. Что такое догмат? Дайте определение.
5. Объясните значение каждого из четырех свойств догмата.
6. В чем отличие догматов и частных богословских мнений?
7. Что такое ересь?
8. Может ли быть дан от Бога людям еще один «новый» «третий» завет? Почему?
9. Что такое теория «догматического развития»? Как к ней следует относиться православному христианину?
10. Что такое Священное Предание? Как оно соотносится со Священным Писанием?
11. Что говорит о Священном Предании св. апостол Павел?
12. Что такое «форма» Священного Предания? Какие вы знаете формы Священного Предания?
13. Отличается ли чем-нибудь Священное Писание от других форм Священного Предания?
14. Что такое Божественное Откровение?
15. Перечислите Вселенские соборы? Когда, в каких городах и при каких императорах они проходили? Какие ереси были осуждены на каждом из них?
Тема 2. Православное учение о богопознании.
Понятие о богопознании. Библейское учение о богопознании. Естественное и сверхъестественное богопознание. Нравственные условия богопознания. Характер и границы богопознания. Полемика о характере и границах богопознания в IV веке. Учение о богопознании Великих Каппадокийцев, свт. Иоанна Златоуста и Ареопагитик. Полемика о характере богопознания в ХIV веке. Учение святителя Григория Паламы о различии в Боге сущности и энергии. Понятие об апофатическом и катафатическом богословии.
Литература по теме
Давыденков О., иерей. Догматическое богословие: учеб. пособ. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2006. Изд. 2-е, испр. и доп. – 435 с. Часть 1, раздел 3.
Флоровский Г. В. Восточные Отцы IV века . Любое издание. Разделы, посвященные Великим Каппадокийцам.
Флоровский Г. В. Восточные (византийские) Отцы V - VIII веков . Любое издание. Раздел по Ареопагитикам.
Лосский В. Н. Боговидение //Лосский В.Н. Боговидение. М., АСТ, 2003. Разделы, посвященные Ареопагитикам и Паламитскому синтезу.
Вопросы для самопроверки
1. Можно ли доказать с помощью логических аргументов, что Бог действительно существует?
2. Приведите важнейшие высказывания о богопознании, содержащиеся в Священном Писании Ветхого и Нового Завета.
3. Что такое Божественная сущность? Каково учение об этом у Великих Каппадокийцев? У преп. Иоанна Дамаскина?
4. Как следует различать Божественную сущность и Божественные энергии?
5. Что мы способны познать в Боге? Что в Нем мы познать не можем?
6. Чем отличаются друг от друга апофатические и катафатические Божественные свойства?
7. Как истолковывали учение о богопознании гностики? Чем их учение неприемлемо для православного богословия?
8. Каковы особенности учения о богопознании Великих Каппадокийцев? св. Иоанна Златоуста? «Ареопагитского корпуса»?
9. Какова основная проблематика полемики свт. Григория Паламы с Варлаамом Калабрийским?
|